Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №37 города Ельца"

Экологическая тропинка ДОУ

Экологическая тропинка муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №37 города Ельца»

 

Объект 1. Рябиновая аллея.

Рябиновая аллея определяет участок от асфальтовой дорожки. У рябины гладкий, светло-коричневый ствол. Листья ажурные, красивые, даже небо сквозь них видно.  Рябина осенью дарит ягоды людям и птицам.

Дети исследуют кору рябины, пробуют алые и сочные ягодки рябины и рассматривают  листочки.

Объект 2. Яблони.

 

Яблони - фруктовые деревья. Ранней весной бело-розовые листки яблонь радуют окружающих. В это время года вокруг яблонь очень много пчел, которые собирают сладкий нектар с цветков, а к осени на деревьях яблони появляются сочные, вкусные яблоки. Дети имеют возможность наблюдать, как из цветков получаются яблоки. Крона яблонь летом защищает участок от яркого солнца.

«Яблонька»

Маленькая яблонька
У меня в саду,
Белая – пребелая
Вся стоит в цвету.
Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька
Подружись со мной.

Объект 3. Лужайка.

На лужайке можно найти лекарственные растения. Вдоль тропинки растет подорожник. В апреле дети могут увидеть мать-и-мачеху, а желтые головки одуванчиков приглашают ребят понаблюдать за тем, как они превращаются в белые, пушистые шарики. И вдруг…

Ветер дунул неосторожно –
Облетел одуванчик мой.
Посмотрите, вьюга, какая
В середине жаркого дня.
И летят пушинки, сверкая,
На цветы, на траву, на меня…

Объект 4. Хоровод березок.

 

Стройные, белоствольные березки расположены на территории детского сада. Березками можно любоваться в течение года: ранней весной, когда она зацветает, осенью можно видеть все ее оттенки листвы, от жёлтых и жёлто-зеленых до багряных. Зимний наряд березки дает возможность детям увидеть гибкие веточки, стройный ствол с черными черточками.

Береза – очень доброе дерево, она дает человеку силу. Очень вкусен чай из березовых почек, березовый сок, который собирают весной.

 

Объект 5. Кустарник.

 

Декоративный кустарник  является живой изгородью между игровыми площадками детского сада. Ранней весной дети наблюдают за цветением кустарника, летом - за появлением плодов, а осенью за их созреванием. У детей имеется возможность находить характерные отличия кустарников от деревьев.

Объект 6. Липки.


Деревья с мелкими листьями, кора темно-коричневая, цветет в середине лета нежным душистым цветом. Много пчел трудится в кроне деревьев, добывая липовый нектар. Цветы липы собирают, сушат и используют при простуде.

 

Объект 7. Полянка.

Ранней весной на полянке появляются различные травы – пырей, клевер, белоголовник, цикорий, повилика, а среди этого разнотравья можно увидеть такие садовые цветы, как «веселые ребята», «петунья», «сальвия», посаженные взрослыми и детьми в специальные корзинки – цветники. Это яркие цветы радуют окружающих до самой поздней осени.

Объект 8. Муравейник.

На этой же полянке, недалеко от цветочных «корзиночек» муравьи «построили» себе  муравейник. Все муравьи заняты работой, они приносят большую помощь, очищая почву. А в лесу муравей – санитар леса. Если в лесу много муравейников, значит лес здоровый.

Педагоги объясняют детям, что муравейники нельзя разорять, нельзя опускать в них палки и давить муравьев. Показывают  детям как трудятся муравьи, каждый занят своим делом – кто соломинку тащит, которая несколько раз меньше муравья, а кто и с жуком дерется, гонит непрошенного гостя из муравейник .

Муравей – труженик, муравей – защитник леса. Вот почему следует охранять муравейники.

На поляне, возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в  нем миллион.

(муравейник)

Объект 9. Огород.

 

Огород находится на территории детского сада в хорошо освещенном месте. Грядки разбиты шириной 70 см. детям удобно доставать рукой до середины грядки. Между грядками расстояние 50 см.

На огороде выращиваются неприхотливые и интересные для наблюдений культуры: кабачки, огурцы, свекла, морковь, горох, петрушка, лук, помидоры, капуста.

Огород является местом проведения занятий, наблюдений, трудовой деятельности.

Объект 10. Газон.

Газон – это украшение детского сада. Зелень газона приятно действует на зрение человека, служат средством борьбы с образованием и перемещением пыли, вредной для здоровья человека, способствует сохранению чистоты воздуха, обогащая его кислородом.

Газон используется не только в декоративных, но и в дидактических целях. В нем высаживаются растения, цветущие с ранней весны до поздней осени: нежные нарциссы, яркие тюльпаны, строгие ирисы. Этими цветами любуемся весной, а летом распускается настурция, петунья,  сальвия, Осенью радуют бархатцы и астры.

Объект 12. Фитоогород.

На солнечной стороне между туями находится фитоогород. Территория фитоогорода уложена камешками. Его посещают дети старшей и подготовительной группы. Воспитатели знакомят детей с лекарственными травами: календула, пижма, чистотел, подорожник, крапива, лопух, одуванчик и др. Педагоги организуют наблюдение за лекарственными растениями, рассказывают о лечебных свойствах этих растений, организуют трудовую деятельность: освободить растения от сорняков, порыхлить землю, убрать сухую траву, выложить дорожку камешками.

Объект 13. Сосны.

 

Сосны – деревья стройные, высокие, с красивыми золотистыми стволами. Нижние сучья на соснах быстро отмирают, так как питательные вещества в нижней части деревьев быстро расходуются.

Круглый год и зимой и летом сосна остаётся зелёной. Иголочки на ней сменяются не все сразу, а постепенно. Одни иголочки отпадают, на их месте вырастают новые. Сосновые иголочки длиннее еловых, прикрепляются к ветке по две хвоинки вместе.

Сосны – растения светолюбивые, любят простор и солнце, песчаную почву. Сосны приспосабливается к разным условиям. Они не капризны. Корни у сосны мощные, большие. Сосна растёт 300 -500 лет.

Объект 14. Пихтовая аллея  и  Площадка отдыха.


Высокие, вечнозеленые пихты отделяют спортивную площадку от беговой дорожки. В жаркий день в пихтовой аллее можно отдохнуть на бревнышке, на зеленой траве, понаблюдать за птицами, послушать их пение. Организовать подвижные и спортивные игры, поводить хороводы.

Здесь можно подвести итог тому, что дети увидели, узнали нового, поделиться своими впечатлениями.

Для повышения интереса детей к деятельности на экологической тропе педагоги совместно с детьми выбрали «хозяина тропинки» - сказочного лесного человечка Боровичка. Фигурку Боровичка педагоги вместе с детьми изготовили из папье-маше. Во время прогулок, экскурсий он сопровождает детей. С его участием проходят беседы, наблюдения, проводятся опыты и эксперименты, организуются игры.  Его изображение находится в начале маршрута (где он встречает детей) и в конце (где он «прощается» с детьми). Периодически этот персонаж посылает детям письма - задания, участвовать в театрализованных праздниках. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием, например, «Муравейник». Информация на табличках краткая и выразительная, символы, рисунки. Каждое такое путешествие приносит детям пользу для здоровья, укрепляет физические силы, обогащает новыми впечатлениями, учит их видеть и беречь красоту окружающего мира, воспитывать доброту и отзывчивость, доставляет детям много радости.